17.08.2012 | Электромобили УАЗ


О сохранении окружающей среды и экономии ресурсов задумывались уже давно: еще в СССР экспериментировали с гибридными двигателями для автомобилей. В этой статье мы постараемся вспомнить все автомашины марки УАЗ, движимые лишь силой электричества, а также рассмотрим их преимущества и недостатки.
 
У 131

В далеком 1974 году УАЗ совместно с ВНИИЭМ Минэлектротехпрома изготовил партию из пяти электромобилей У 131 на шасси УАЗ 451ДМ с системой электропитания на переменном токе.

Сами автомобили представляли собой обычное грузовое шасси УАЗа с оригинальной будкой типа фургон. Кузов был отдельно разработан ПКБ Главмосавтотранса и, хотя внешне был идентичен кузову серийного УАЗа, отличался малым весом (из-за большого процента дюралюминия в конструкции).

В движение У 131 приводился трехфазным тяговым асинхронным двигателем мощностью 15 кВт. Блок свинцово-кислотных аккумуляторов типа 6ЭМ-100 емкостью 100 А*ч, обеспечивал автомашине запас хода до 70 километров. На электромобиле было сохранено привычное рулевое и педальное управление, однако за счет отсутствия коробки передач процесс управления У 131 был ощутимо легче и удобнее, чем у обычного автомобиля. Нажатием педали газа водитель приводил электромобиль в движение, нажатием тормоза включалась система рекуперативного торможения.

Несмотря на то, что У 131 была по своему передовой машиной, не обошлось без серьезных недостатков. Так, из-за громоздкости аккумуляторов, которые пришлось разместить практически в кузове, уменьшился полезный объем. Большой вес АКБ значительно снизил грузоподъемность (до 500 кг, против 800 кг у УАЗ 452), что при собственной массе машины в 2400 кг было неприемлемо. Таким образом, опытная партия У 131 так и осталась опытной.

Всего испытания длились около пяти лет.

Электромобили УАЗ

Электромобили УАЗ

Электромобили УАЗ

УАЗ 451МИ

Разработки в области создания электромобиля на базе УАЗ на этом не остановились. Следующим подопытным стал УАЗ 451МИ. Испытания новой модели проводились около года в 1977-78 годах.

Инженеры УАЗа учли опыт первой модели и постарались разрешить ее недостатки. В УАЗ 451МИ, например, зарядное устройство было интегрировано в каждую машину, что позволяло производить подзарядку аккумуляторов «на линии», то есть непосредственно в процессе работы – при погрузке или разгрузке. Учитывая тот факт, что до 70% аккумуляторы заряжались всего за один час, это позволило УАЗ 451МИ работать без вынужденных перерывов. Кроме того, была решена проблема полезного объема кузова – блок батарей был перенесен под раму электромобиля, тем самым высвободилось некоторое пространство.

Однако и без минусов вновь не обошлось. Из-за использования цельнометаллического кузова, масса электромобиля увеличилась до 3000 кг, а грузоподъемность по прежнему не превышала половины тонны.

Электромобили УАЗ

УАЗ 3801

Ближе всех к серийному производству стал очередной электрический УАЗ, вышедший в 1980 году.

По сравнению с предшественниками, УАЗ 3801 получился удачной моделью. Был исправлен один из главных недостатков – грузоподъемность увеличена с 500 кг до 800 кг. Аккумуляторы из под днища были убраны в специальный отсек в кузове, доступ к которому осуществлялся через люки в бортах. Пробег УАЗ 3801, как и предыдущие модели, составлял до 70 километров, а подзарядка до 70% осуществлялась за тот же один час. В движение новинка, как и предшественники, приводилась асинхронным двигателем мощностью в 15 кВт, разгонявшим электромобиль до 70-75 км/ч.

Без недостатков опять же не обошлось. Из-за наличия АКБ в кузове, его полезный объем слегка уменьшился. Кроме того, пол в грузовом отсеке был «ступенчатым», с пандусом над аккумуляторным отсеком. Правая боковая дверь фургона была вынужденно укорочена (так как под ней размещался люк для доступа к АКБ), что делало очень неудобным посадку и погрузку.

С 1980 по 1985 год было выпущено 65 электромобилей, которые эксплуатировались до 1987 года. Один из экземпляров, сохранившийся до сих пор, можно увидеть в депо Москва-Киевская.

Электромобили УАЗ

Электромобили УАЗ

Электромобили УАЗ

Электромобили УАЗ

Всего УАЗ в период экспериментов произвел более ста электромобилей.


ЕСЛИ ВАМ НРАВИТСЯ ЭТОТ МАТЕРИАЛ, ПОДЕЛИТЕСЬ ИМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ...


...ИЛИ ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЕГО