13.12.2012 | История эмблемы УАЗ


Любая компания, занимающаяся производством авто- и мототехники, имеет собственную эмблему. Каждый такой знак что-то обозначает, в нем заложена какая-то история. Сегодня мы узнаем, как создавалась эмблема Ульяновского автомобильного завода и что интересного она в себе таит.
 
Творец

Главной фигурой в истории создания эмблемы УАЗ является Альберт Рахманов, в то время время молодой выпускник Московского автомеханического института. В 1956 году он приехал на Ульяновский автомобильный завод для написания диплома на тему «Проектирование автобуса особенно малой вместимости».
«В те годы не было никаких печатных материалов не только по этой тематике, но и по дизайну автомобиля вообще. И тут, на УАЗе, я в первый раз увидел то, над чем работал, в виде готовой машины, – вспоминает один из старейших инженеров-конструкторов, приложивший собственный карандаш, познания и душу в создание всех моделей автомобилей производства УАЗ Альберт Рахманов. – Я попал в конструкторское бюро, мне поручили деталировку, небольшие узлы. Главными тогда были сроки. Все мы делали с большой скоростью, однако, к несчастью, с ошибками. Так, дверь у автомобиля открывалась против движения. А водитель и пассажир стали абсолютно зажаты мотором. Мы пробовали уйти в высоту, а главный конструктор кричал на нас: «Снова задрали машину!». Немало было споров из-за стекла. Военные требовали плоских стекол. Еле уговорили их на цилиндрические. Опускные стекла возникли, только когда сделали нормальные двери…».
Лось, маяк и Ленин

Из под грифеля художника Петра Куликова, который тогда работал на заводе в конструкторском бюро кузовов, получился первый значок УАЗа – в виде круга с крыльями. Середина была покрыта оргстеклом, под ней – аббревиатура «УАЗ», выкрашенная в желтый, синий и красный цвета. Этот вариант оказался трудоемким, затратным и был отклонен, хотя очень малая часть автомашин успела обзавестись этой эмблемой. К работе подключился Анатолий Ковалев, художник по художественной обработке металла, выпускник Мухинского училища. Немало было сделано всяких эскизов: от головы лося, символизирующего высокую проходимость, до маяка и профиля Ленина, без которого в те годы не происходило ни одно большое свершение.
«В своих эскизах я отталкивался от «3 китов»: от стилизованной буквы «У», которая была на «буханке» в исполнении художника Арямова, трехлучевой звезды «Мерседеса» и отображения V-образного мотора, который в то время широко применялся. Осталось лишь из таких вещей придумать свое, – дополняет свой рассказ Альберт Рахманов. – На конкурс товарных знаков, объявленный Совнархозом, был представлен мой вариант птички, вписанной в круг. Многие называют ее «чайкой», впрочем я зову ее «ласточкой». Ведь у чайки должен быть излом крыльев; подобный эскиз возник серьезно позднее и мне он нравится более. А тогда, в 1962 году, штампованный знак с подробным описанием был признан победителем и с того момента считается официальным знаком УАЗ. А вот как авторская разработка мой знак запатентован не был, потому на вопрос «Являетесь ли вы автором знаменитой чайки"?» отвечаю уклончиво: „И да, и нет…"».
История эмблемы УАЗ

История эмблемы УАЗНа фотографиях выше – второй вариант эмблемы автомобилей УАЗ

История эмблемы УАЗ
    Нынешняя эмблема автомобилей УАЗ

Логотип компании УАЗ

История эмблемы УАЗ
Первый логотип УАЗ

История эмблемы УАЗ
Второй логотип УАЗ

История логотипа ульяновского автоконцерна также нетривиальна. К сожалению, доподлинно неизвестно, какой логотип был у компании до появления официальной эмблемы, и был ли он вообще. Однако вместе с утверждением в 1962 году эмблемы, логотипом Ульяновского автозавода становится тот самый «круг с ласточкой». Много позже, через пятьдесят лет, вместе со сменой буквенного обозначения («UAZ» сменяет «УАЗ») компания меняет логотип – теперь он зеленый, слегка изменил форму, а под эмблемой появилась обновленная аббревиатура.


ЕСЛИ ВАМ НРАВИТСЯ ЭТОТ МАТЕРИАЛ, ПОДЕЛИТЕСЬ ИМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ...


...ИЛИ ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЕГО