05.07.2012 | Почти как настоящие: серия игр «Полный привод»


Сегодня мы поговорим не о реальных автомобилях УАЗ, но о виртуальных копиях этих российских внедорожников. Главным героем и помощником в рассказе станет серия компьютерных игр «Полный привод» – о ней и пойдет речь.

10 ноября 2011 года серия аркадных автосимуляторов «Полный привод» отметила свое пятилетие. Сразу же оговоримся, что 10 ноября 2006 года – это дата выхода первой игры серии, а не день ее рождения. Но отсчет обычно ведут именно от даты релиза (тем более, что мы не знаем, когда именно игра стала игрой).

«Полный привод» – самая большая внедорожная серия игр из всех, что видело игровое сообщество. За пять лет вышло (извините за невольную тавтологию) пять самостоятельных проектов, шесть аддонов и одно специальное издание. Бессменным разработчиком стала небольшая московская студия 1C–Avalon, ранее именовавшаяся Avalon Style Entertainment. Издателем продуктов, объединенных именем «Полный привод», выступила компания «1С-СофтКлаб» (ранее известная, как фирма «»), а некоторых отдельных проектов, – ее европейское подразделение 1C Publishing EU.

Полный привод: УАЗ 4х4

Первая игра серии «Полный привод», фундамент, давший жизнь виртуальному российскому бездорожью. Вышла 10 ноября 2006 года в джевелах на трех CD или одном DVD.

Как и большинство российских развлекательных продуктов, игра получилась неоднозначная. С одной стороны, отечественные внедорожники в количестве шести штук (с патчами было добавлено еще два бонусных автомобиля), российское бездорожье, неповторимая романтика, наконец. С другой стороны – технически слабая основа (польский графический движок Chrome Engine плюс физический движок ODE), обилие несоответствий виртуальных и реальных автомобилей (независимая подвеска «Буханки» и постоянно включенный межосевой дифферинциал на всех автомобилях), высокая сложность некоторых заездов.

Оценки разных игровых ресурсов и профильных журналов сильно разнились, но высших баллов игре, увы, не досталось (большинство сетовало, в принципе, на одно и то же, – рецензенты отмечали слабую графику, физику и оптимизацию).

«Полный привод: УАЗ 4х4» – тот редкий случай, когда игра западет в душу надолго. Запускаешь ее только ради того, чтобы еще раз пройти «Боевое крещение», пролететь с огромными брызгами неглубокие лужи грязи и просто полюбоваться приятными видами виртуальной природы.

Игра не сорвала звезд с неба, однако пришлась по нраву десяткам тысяч людей по всей России (за рубежом – меньше; там, кстати, была своя версия игры под названием UAZ Racing 4x4). Были горячие обсуждения на официальном форуме (который нынче стал свалкой), конкурсы с ценными призами (а иногда оригинальными – например, мужским одеколоном) от разработчиков, модификации для игры. Сейчас от всего этого благолепия остались лишь воспоминания тех немногих людей, которые все это застали.

21 сентября 2009 года вышло переиздание игры с обновленным оформлением упаковки на одном DVD. На нем была записана все та же игра, но со всеми обновлениями, вышедшими до этого. Тираж переиздания совсем небольшой, поэтому приобрести его сейчас не представляется возможным.

Полный привод: УАЗ 4х4. Уральский призыв

Первый аддон в серии «Полный привод» не заставил себя долго ждать. Он появился уже 27 апреля 2007 года на одном CD.

Несамостоятельный аддон дюже пришелся по вкусу любителям триалов – этот вид спортивных соревнований стал центральным в дополнении, а сама дисциплина изменилась. Если раньше триалом называли погоню за временем на отрезке земли, то в триалах «Уральского призыва» балом правила аккуратность: на все том же отрезке земли были расставлены коридоры из ленточек, в которых вы должны протиснутся, добираясь до финиша. В отличие от оригинальных триалов, прикосновение к столбикам (и лентам) каралось штрафом. Движение в противоположную сторону, наезд на зрителей, сброс автомобиля, движение задним ходом также были недопустимы для хорошего результата. Такая система пришлась по вкусу разработчикам, поэтому она не менялась вплоть до прихода третьей части серии.

Кроме, собственно, новой системы триалов, аддон привнес пятерку заездов этой дисциплины, три автомобиля (которые по легкому движению мыши превращались из заводских красавцев в монстров бездорожья), а также ультимативное оружие в борьбе с бездорожьем – лебедку. Это внедорожное приспособление пришлось очень кстати: прохождение отдельных участков новых трасс было невозможным без него. Это противоречит дисциплине триал в реальности: там использование лебедки запрещено правилами. Но такое положение дел не особо волновало разработчиков, поэтому лебедку в триалах применяли во всех играх серии «Полный привод».

Полный привод 2: HUMMER

Полноценная вторая часть серии «Полный привод», которая, к удивлению большинства фанатов, оказалась про американские автомобили и зарубежное бездорожье. Вышла 30 ноября 2007 года не только в джевеле, но и в более престижном DVD-боксе.

Новая часть серии «Полный привод» предложила игрокам обновленную версию движка (Chrome Engine 2), благодаря которому картинка стала заметно красивей (а количество фризов значительно выше). На этом плюсы Chrome Engine 2 заканчиваются, потому что физика осталась на том же кошмарном уровне, а бедный набор звуков прямиком перекочевал из бюджетной первой части. Музыки стало гораздо больше, причем все треки, как и в первой части, лицензированные.

Катание на автомобилях американского концерна General Motors на поверку оказалось приятным проведением времени, но для многих это показалось прогулкой по бездорожью, а не борьбой с ним.

Разработчики смогли правдоподобно передать характерные для выбранных регионов особенности: например, в Египте вы встретите песочные барханы, а в Исландии – потрясающие зеленые виды. Зубодробительных заездов не оказалось, впрочем, как и в большинстве реальных соревнованиях зарубежья.

В целом комьюнити к игре отнеслось довольно прохладно, поэтому у мододелов «Полный привод 2: HUMMER» не была в приоритете.

На Западе игра известна, как 4x4: HUMMER.

Полный привод 2: УАЗ

Чуть менее, чем через полгода после выхода предыдущей игры, появляется еще одна (как бы это странно не звучало) вторая часть серии «Полный привод». Это произошло 14 марта 2008 года. Также как и предыдущая игра, доступна как в джевеле, так и в DVD-боксе.

Второй раз испытывать терпение фанатов разработчики не стали: на этот раз они вернулись к родным вездеходам и российским регионам. Игра создавалась на основе уже знакомого Chrome Engine 2, поэтому откровений в плане графики и физики снова не было.

Зато модельный ряд игры порадовал если не всех, то многих: разработчики приготовили аж 39 моделей Ульяновского автомобильного завода, включая такую экзотику, как УАЗ 69. В отличие от первой игры произошло деление внедорожников по классам – заводские, подготовленные и специальные автомобили (многие их которых для бездорожья годятся постольку-поскольку).

Помимо вернувшихся обновленных регионов (средняя полоса, тайга, Урал, Камчатка, Байкал), появились новые – заснеженные Ладога и Новая земля. Со своими особенностями, вроде снежных сугробов, хрупкого льда и снегопада, они пришлись по вкусу любителям экстрима.

Фанаты серии «Полный привод» оценили игру, как достойное продолжении серии.

Полный привод 2: HUMMER. Extreme Edition

Обновление Extreme Edition для игры «Полный привод 2: HUMMER» вышло 28 марта 2008 года. Распространяется в виде патча или игры «Полный привод 2: HUMMER» с установленным патчем (игру найти в продаже сейчас сложно).

Обновление дает возможность объединить во время установки игры «Полный привод 2: HUMMER» и «Полный привод 2: УАЗ», образовав тем самым одну игру под названием «Полный привод 2: UNLIMITED». В ней доступны автомобили и некоторые (не все!) трассы обеих игр, а также новый чемпионат.

Полный привод 2. Даурский марафон

Пожалуй, самый неординарный аддон из всех в серии «Полный привод». Не дал логическое продолжение серии и никак не развил ее. Появился 27 июня 2008 года. Распространяется на одном CD.

В этом несамостоятельном дополнении, который устанавливается на любую из двух вторых частей серии, разработчики решили отступить от «большого» бездорожья и сваяли нечто вроде ралли на УАЗах. Играется также нелепо, как звучит.

По большому счету, нововведение в аддоне лишь одно, и то условное, – пятнадцать трасс, десять из которых – обычный спринт, а остальные пять, – ориентирование на местности.

Оценили аддон немногие: даже те, кто устал от покорения бездорожья, не жаловали аддон из-за минимума нововведений, приправленного совершенно невменяемым искусственным интеллектом оппонентов и плохой оптимизацией игры.

В честь выхода аддона был устроен конкурс скриншотов, поэтому приходилось играть даже через силу, ведь на кону стоял компьютер (кстати, по нашему мнению, победителем стал абсолютно неинтересный скриншот).

Полный привод 2. Сибирский призыв

Контрастное, прямо-таки выделяющееся на фоне предыдущего аддона, дополнение в духе «Уральского призыва». Появился 3 октября 2008 года. Как и предыдущие, распространяется на одном CD.

«Сибирский призыв» схож с «Уральским призывом» не только названием, но и общим выдержанным стилем. Оба они предлагают пять трасс дисциплины «триал» и три прототипа для покорения нового региона.

Определенно, «Сибирский призыв» стал самым красивым аддоном серии, а виртуальная Сибирь – самым сложным и живописным регионом.

Лишь к этому моменту, когда серии «Полный привод» исполнилось два года, разработчики наконец-то задумались о физике. И у них даже кое-что получилось: независимая подвеска свежих прототипов стала хоть как-то двигаться, а препятствия стали преодолеваться с каким-то новым задором. С «Сибирского призыва» началась эра «новой физики» в серии «Полный привод».

В остальном все осталось на прежнем убогом уровне.

Полный привод 2. Легендарные внедорожники

13 марта 2009 года выходит первый и единственный кар-пак серии «Полный привод», раскинувшийся аж на пяти отдельных CD (каждый диск – отдельная эпоха автомобилей).

Совершенно бесполезный аддон. Привнес около 90 моделей УАЗов разных лет, многие из которых копия – друг друга, отличающаяся лишь цветом (иногда некоторыми параметрами).

Халтурность кар-пака заметна во всем: на некоторых автомобилях не достает деталей, кое-где прикручены не те дверные ручки или криво посажены колеса, а сам кар-пак блокирует автомобили концерна General Motors. То есть будучи установленным на образование «Полный привод 2: UNLIMITED», доступ к американским внедорожникам закрывает.

Сами по себе модели достаточно хорошие, но не подходят для бездорожья – слишком слабые даже для спринтов.

Главный подвох получился с формой издания дополнения: каждая из пяти болванок заполнена на 100-200-300 Мб, то есть далеко не полностью, а цена на них установлена обычная. Вместо 500 рублей за DVD, на который спокойно уместились бы все модели, фанатам приходилось платить пять раз по 200 рублей. Грабеж в чистом виде!

Полный привод. Весь УАЗ

Сводное издание, объединившее в одной упаковке все, что выходило под маркой «Полный привод», за исключением автомобилей концерна General Motors. 16 марта 2009 года сборник был выпущен в виде коллекционного DVD-издания, а в 2010 году вошел в игровую серию Bestsellers от компании «1С-СофтКлаб».

В принципе, никаких интересных особенностей из себя не представляет; это лишний повод для издателя продать уже проданное в новом виде, а для фанатов – приобрести все игры в одной упаковке.


Полный привод 3

Новая веха серии «Полный привод» с новым всем. Игра вышла 3 декабря 2010 года в джевеле, в DVD-боксе и в неплохом коллекционном издании.

Автосимулятор «Полный привод 3» стал своеобразном долгостроем: его разработка началась в начале 2008 года, то есть длилась примерно два с половиной года. Эту игру 1C–Avalon строила дольше всех своих предыдущих проектов (включая убогие квесты и RPG).

К разработке подошли основательно: разработчики много катались не только на российские внедорожные соревнования, но и даже на тайские. Кроме этого они заручились поддержкой закоренелых фанатов серии, а также внедорожной команды «Бродяги».

Игра «Полный привод 3» планировалась как мультиплатформенный проект, однако внезапно подошедший к порогу студии мировой кризис сильно нагадил процессу разработки и внес свои коррективы. Таким образом, планировавшиеся версии для PlayStation 3 и Xbox 360 были отменены, а спешно завершенная версия для PC оказалась лишь основой для полноценной игры.

Все то, что было любо фанатами серии, оказалось безжалостно вырезано. Обычно неспешные заезды превратились в дикую гонку по бездорожью (ничего общего с реальностью, конечно же, нет), лицензии на автомобили по дороге растерялись (отчего УАЗ 31514 стал «Командирским», а UAZ Patriot – «Крокодилом»), а родные пейзажи сменили на кошмарные по расцветке просторы Америки, Африки, Малайзии, Таиланда (последнее – особенно). Даже Ладога стала какой-то отталкивающей (наверно из-за аномально-зеленой травы и бревен размером с внедорожник).

Для многих «Полный привод 3» оказался провалом, и отчасти это заслуженно. Разработчики не сдержали обещания по поводу мультиплеера, тюнинга автомобилей, редактора карт (всего этого просто-напросто не было), сработав совсем не то, чего ждали игроки. Неприятные оказии, вроде не настраиваемого управления и плохой работы игры на видеокартах производства ATi/AMD, лишь усугубляло общую безрадостную картину.

Однако один несомненный плюс у игры все же есть – это физика автомобилей (всего остального мира плюс не касается). То, что до этого было невероятно плохо, стало плюсом игры! Звучит странно, но в действительности так и есть.

Полный привод. Трофи «Мурманск – Владивосток 2»

Игра с самым длинным названием в серии. Во времена FUEL, DiRT и RAGE звучит ужасно, но оригинальничать в 1C–Avalon не умеют. Вышла 17 декабря 2010 года только в бюджетной джевел-упаковке.

Несмотря на то, что игра вышла позже «Полного привода 3», основана на Chrome Engine 2, а не на Unreal Engine 3, как считают некоторые геймеры-профессионалы.

Фактически последняя песня Chrome Engine 2 – зато какая! Игра оказалась на голову выше предыдущих проектов (кроме «Полного привода 3» – с физикой, конечно, не потягаться) во всем. Разработчики наконец-то придумали что-то кардинально новое и устроили экспедицию. Без посиделок у костра, зато с отличным бездорожьем!

Впервые в серии вы выбираете одну из пяти команд, которую на протяжении 45 раундов ведете к победе. Менять команду или выбрать автомобиль другой команды во время чемпионата не дозволено. Автомобили сбалансированы приблизительно одинаково, но различия все-таки есть, отчего чувство того, что ведешь именно свою команду к победе, усиливаются.

Всего моделей внедорожников 15 штук – более чем достаточно для такой игры. Техника не лицензирована, зато все модели исполнены на пятерку.

Каждый из 15 городов, на окраинах которых проходят заезды, ознаменован небольшой сводкой данных, горсткой фотографий и двумя роликами, – до и после заезда. Здесь как нельзя лучше подходит поговорка «Совместить приятное с полезным»: и поиграли, и что-то новое о родине узнали. Потрясающе!

Размер карт по сравнению с предыдущими играми заметно подрос, благодаря чему иногда вы катаетесь по 10-15 минут реального времени (это без плутаний в ориентировании). Дизайн трасс – выше всяких похвал. Детализация флоры, заложенная «Сибирским призывом», продолжила свое существование и здесь: иногда хочется остановиться, чтобы разглядеть хитросплетение замшелых камней и древних сосен или полюбоваться березником. Характерные особенности ландшафта и достопримечательности городов на месте.

Лучшая внедорожная игра компании 1C–Avalon.

Полный привод 3. Последний поход

30 сентября 2011 года вышел первый и последний аддон к автосимулятору «Полный привод 3». Доступен на одном DVD в джевеле.

В отличие от прошлых аддонов, «Последний поход» оказался богат на добавки: это один новый регион (Австралия), несколько трасс для Таиланда и Ладоги, пять внедорожников и возможность их тюнинга, сендтраки и неработающий мультиплеер.

Австралия, ярко описанная на обороте коробки с аддоном, оказалась красивым регионом, но без каких-то интересных особенностей – просто еще несколько не очень сложных трасс.

Модели автомобилей основаны на модифицированных Jeep Grand Cherokee, Toyota Land Cruiser 100, UAZ Patriot Pickup, УАЗ 31514 и УАЗ 469. Исполнены также хорошо, как модели оригинала.

Тюнинг добавлен скорее для галочки: можно выбирать одну из двух расцветок, изменять высоту и жесткость подвески, а также колеса. Даже если выбрать кардинально разные настройки для одного заезда, разница в итоговом результате будет несущественная.

Сендтраки, новое оружие виртуальных джиперов, оказались настолько позорным нововведением, что лучше бы так и оставались в заблокированном состоянии. На деле это две металлические пластинки, воткнутые перед колесами под углом 40 градусов, на которые необходимо заехать. Получается это далеко не всегда, а если и получается, то сендтраки еще надо вовремя убрать, иначе машина повиснет на них, проехав передними колесами. В диком темпе заездов применять их просто некогда. Да и не за чем.

Про внесенный аддоном мультиплеер даже при желании многого не сказать – он попросту не работает.

***

Дальнейшая судьба серии российских внедорожных автосимуляторов неизвестна: действительно ли «Последний поход» оказался последним или серия будет когда-то продолжена?..


ЕСЛИ ВАМ НРАВИТСЯ ЭТОТ МАТЕРИАЛ, ПОДЕЛИТЕСЬ ИМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ...


...ИЛИ ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЕГО