25.01.2013 | «Подними-ка!»: реечный домкрат


В сегодняшней статье для юных (и не очень юных) натуралистов мы разберемся, что такое реечный домкрат, узнаем, для чего он предназначен и дадим советы по использованию этого нехитрого приспособления.
 
Для начала оговоримся, что мы будем рассматривать домкрат реечный автомобильный – именно он интересен нам с точки зрения путешественника в ближайшие пригородные болота.

Определение

Домкрат реечный, также известный в широкой массе, как хайджек, – разборное приспособление, состоящее из нескольких металлических частей, предназначенное для подъема одной стороны автомобиля на высоту.

Конструкция

Конструкция реечного домкрата проста вне зависимости от модели или марки производителя: опорная пластина, рейка с отверстиями (в длине которой состоит основное различие моделей), подъемный механизм, передвигающийся по рейке, и рукоятка рычага, управляющая его движением.

Использование

Перед использованием хайджека по прямому назначению, стоит опробовать его «вхолостую», – без спешки, с чувством, с толком, с расстановкой. Начать необходимо с укладки под колеса автомобиля упора, блокировки руля, выставления КПП на скорость, и постановки машины на стояночный тормоз. Подставляя домкрат под силовой бампер или порог, «пятку» (или «стопу») хайджека нужно задвинуть чуть глубже, чтобы домкрат оказался немного наклонен, – низом от Вас, верхом – к Вам. Когда Вы начнете поднимать автомобиль, он выровняется, а вот если этого не сделать, в процессе подъема приспособление наклонится в сторону автомобиля и может его помять. Домкрат установлен, теперь необходимо перевести переключатель режимов (единственный переключатель на изделии, расположенный слева от механизма) в верхнее положение до щелчка. Беремся за ручку и тянем за нее вверх до тех пор, пока площадка механизма не упрется в автомобиль, после чего начинаем собственно нелегкий процесс подъема.

Для этого встаем слева от домкрата и правой рукой беремся за конец ручки сверху, а левой держим рейку, обхватив ее снаружи (при этом большой палец прижат к рейке сбоку). Пальцы ни в коем случае не должны заходить на сторону рейки, обращенную к ручке, а голова не должна находиться в пространстве между рейкой и ручкой, – в противном случае Вы имеете все шансы заработать сотрясение мозга, сопровождающееся переломом большого пальца. Ручка хайджека имеет свойство вырываться из неопытных рук и слету попадать на подставленные части тела. Если Вы левша, располагайтесь зеркально, при этом соблюдая все указанные выше требования.

Взявшись крепко за ручку, начинаем делать поступательные движения вверх-вниз (не стоит дергать резко). При этом амплитуду следует ограничить моментом перещелкивания шпонок. Поднимая машину следите за тем, чтобы рейку домкрата не перекашивало. Когда автомобиль поднят на требуемую высоту, зафиксируйте ручку хайджека в сложенном положении и слегка (не стоит наваливаться всем весом) покачайте машину, чтобы убедиться, что она не собирается падать с домкрата. При работе с автомобилем, поднятым на хайджеке, помните, что нельзя находиться сбоку от домкрата, потому как при падении он пойдет именно вбок. При вызволении любимца из колеи стоит четко запомнить: в отличие от традиционного домкрата, хайджек не сможет стабильно удержать Ваш автомобиль в поднятом состоянии.

После установки домкрата и поднятия автомобиля, его необходимо опустить. Самое сложное и травмоопасное действие при работе с хайджеком – это именно опускание автомобиля. Освобождаем ручку из фиксатора и опускаем вниз правой рукой, левой перещелкиваем переключатель режимов в нижнее положение. Сделать это весьма непросто, поэтому если не получается рукой, можно слегка стукнуть по нему ступней (не стоит бить со всей силы – так Вы наверняка завалите всю конструкцию). Теперь поднимите ручку вверх и опускайте вниз – она пойдет очень легко, но пусть Вас это не расслабляет. Будьте начеку и крепко держите ручку рукой: как только верхняя шпонка механизма выйдет из рейки, на Вашу руку придет все то усилие, которое потребовалось Вам для последнего нажатия во время подъема автомобиля. По мере того, как Вы будете поднимать ручку вверх, нагрузка будет ослабевать, и примерно к половине хода исчезнет полностью. Никогда не отпускайте ручку в нижнем положении, а делайте это только вернув ее к рейке! Когда машина будет опущена, освобожденный от нагрузки механизм хайджека опустится вниз по рейке самостоятельно. Если этого не происходит, поднимите ручку вверх и подергайте ее.

Реечный домкрат

Реечный домкрат

Реечный домкрат
Использование хайджека по прямому назначению

Реечный домкрат
И это – тоже

Ситуации

Когда внедорожник «повисает» на межколейке, с помощью домкрата его можно поднять до высоты, когда колесо поднимется из колеи, после чего толкнуть машину вбок – она упадет с домкрата и при этом «ляжет» вразрез колее. Поднимать автомобиль лучше сначала спереди, потом сзади. Также в случаях, когда внедорожник порвав колесами болотный ковер лег на него днищем, для того чтобы подложить под колеса сэндтраки, машину нужно сначала поднять. Случаются ситуации, когда машина при «лебежении» упирается в бревно или твердый бруствер. В таких случаях также приходится использовать хайджек, нередко одновременно с лебедкой.

Уход

Реечный домкрат не требует особого ухода: это простой механизм, который должен быть чистым, когда не используется. Будучи грязным, его работоспособность падает, а выйдет из строя он гораздо быстрее. Изредка подвижные части можно смазывать моторным маслом.


Сегодня студенты России, Украины и Беларуси отмечают День студента.


ЕСЛИ ВАМ НРАВИТСЯ ЭТОТ МАТЕРИАЛ, ПОДЕЛИТЕСЬ ИМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ...


...ИЛИ ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЕГО