14.02.2013 | «Подтяни-ка!»: лебедка автомобильная



Продолжаем нашу нерегулярную рубрику для автомехаников всех возрастов. Сегодня мы коснемся, пожалуй, одного из самых важных компонентов внедорожника – автомобильной лебедки.
 
В этой статье мы постараемся разобраться в многообразии видов и типов лебедок, а также взглянем на отдельно взятые образцы. Для начала разделим все автомобильные лебедки на три типа: электрические, механические и гидравлические.

Электрические

Электрические лебедки, как несложно догадаться, питаются напрямую от аккумулятора автомобиля. В этом заключается их главный недостаток, проявляющийся двумя факторами: большое потребление электроэнергии и неважное отношение с жидкостью. Первое может привести к ситуации, когда на вытягивание хорошо «засевшего» внедорожника тратится весь заряд аккумулятора, что делает невозможным дальнейшее движение, и, соответственно, участие в соревновании. Второе может проявится либо моментальным выходом из строя дешевой лебедки после соприкосновения с водой, либо уменьшением «тяги» со временем из-за коррозии и ветшания элементов негерметичного электродвигателя. Кроме того, электродвигатель не выдерживает долгой работы под нагрузкой, перегревается и требует охлаждения.

Достоинством электрических лебедок является возможность их установки на любой автомобиль, имеющий бортовую сеть. Для охотников, рыбаков и прочих любителей покатушек, «электрика» – хороший вариант, но для участников внедорожных соревнований использование такого устройства может быть фатальным.

Лебедка

Разброс цен на электрические лебедки – от 12 000-13 000 рублей до 42 000-43 000 рублей в зависимости от качества и характеристик изделия.

Механические

Механические лебедки приводятся в действие двигателем автомобиля. Собственно, если он выключен, большинство таких лебедок работать не будет. Недостаток? Определенно. Серьезным ограничением является еще один факт: внедорожник должен быть оборудован раздаточной коробкой, допускающей установку коробки отбора мощности, от которой лебедка получает крутящий момент.

Если водителя-экстремала не остановит высокая стоимость механической лебедки, он получит мощное, надежное, неприхотливое устройство для самовысвобождения автомобиля из засады. Однако дороговизна окупается отсутствием минусов, присущих электрическим лебедкам.

Лебедка

Разброс цен на механические лебедки – от 22 000-23 000 рублей до 50 000-51 000 рублей в зависимости от качества и характеристик изделия.

Гидравлические

Гидравлические лебедки приводятся в действие гидромотором, который в свою очередь управляется насосом гидроусилителя руля. Если последнего на внедорожнике нет, работа этого типа лебедок невозможна. Значительный минус, который может быть весомым для спортсменов, – скорость сматывания троса у «гидравлики» примерно в два раза ниже, чем у «электрики». Не менее значимый минус, который будет весом уже для всех, это необходимость в двух насосах гидроусилителя руля. Один экземпляр почти наверняка не справится с одновременной работой лебедки и руля автомобиля.

Гидравлические лебедки обладают достоинствами электрических и механических лебедок, являясь, пожалуй, оптимальным выбором для трофи-монстра, в конструкции трансмиссии которого завод-изготовитель не предусмотрел возможность установки коробки отбора мощности. Обладая мощью и надежностью механических лебедок, они могут устанавливаться на любой внедорожник.

Лебедка

Разброс цен на гидравлические лебедки – от 42 000-43 000 рублей до 62 000-63 000 рублей в зависимости от качества и характеристик изделия.

Почемучка

Как правильно использовать лебедку? Какими критериями руководствоваться при выборе лебедки? Как не допустить ошибок при использовании лебедки? На эти и некоторые другие вопросы ответы ниже.
  • Реальное тяговое усилие лебедки должно не менее чем в полтора раза превышать полную массу автомобиля. При этом следует учитывать, что значение, указанное на корпусе лебедки, соответствует лишь первому ряду витка троса на барабане, а к последнему ряду (пятому или шестому) снижается еще в полтора раза;
  • При определении полной массы автомобиля к паспортным данным необходимо прибавить вес кенгурятника, порогов, фаркопа, нестандартных колес, кондиционера, дополнительной электроники, походного снаряжения (канистры, палатки, сэндтраки, запчасти, хайджек и пр.). Не стоит забывать про массу водителя и пассажиров;
  • Куда установить лебедку? Во-первых, на бампер с кенгурятником. Во-вторых, на специальном подрамнике на раму автомобиля (под бампером; при этом от лебедки видны только роликовые «губки» и крюк). В-третьих, можно приобрести лебедку вместе с бампером (выпускаются комплекты для импортных джипов фирмой WARN и др.). Наконец, можно приобрести съемную лебедку: к раме «на постоянно» крепится консоль, на которую устанавливается съемная лебедка;
  • Перед началом эксплуатации следует полностью размотать трос с барабана лебедки, а затем аккуратно и туго, виток к витку, намотать его обратно. При размотке троса с барабана его следует держать в натяжении, чтобы он не запутался;
  • При вытаскивании автомобиля надлежит разматывать трос лебедки на максимально возможную длину. Чем длиннее выпущенный трос, тем больше его упругость – и, соответственно, меньше вероятность того, что он лопнет под большой нагрузкой;
  • При наматывании троса на барабан лебедки надо следить, чтобы его витки ложились ровно друг к другу по всей длине барабана. Иначе, если трос будет сбиваться в кучу в одном из углов лебедки, этот клубок может «заклинить» за ее корпус, а в результате залом троса или «спаленный» мотор лебедки;
  • Если трос все же «закусило» (обычно такое происходит у щеки барабана), то, закрепив его за дерево или другой прочно стоящий предмет и переключив лебедку в не нагруженное положение, трос очень легко освобождается при движении автомобиля назад.
  • Если в пути приходится часто пользоваться лебедкой, правильнее будет полностью размотанный трос лебедки аккуратно намотать на кенгурятник, но так, чтобы окружающая среда не повредила трос;
  • При работе лебедка потребляет ток. Поэтому при ее использовании двигатель автомобиля желательно не глушить, а по возможности еще и добавить ему оборотов;
  • Зацеплять трос за дерево или другой «якорь» следует как можно ниже к земле. В противном случае установка будет нестабильной, а «лебежение» неэффективным;
  • Если автомобиль «зарылся носом», трос лебедки следует направить под большим углом от земли. Сделать это можно с помощью блоков, подпорок или привязав трос к верхушке большого дерева. Если в округе нет баобаба или секвойи, к дереву в таком случае лучше не «лебедиться»;
  • Если поблизости деревьев и валунов нет вообще, в качестве «якоря» можно использовать несколько кустов, обвязанных вместе; зарытые (Вами же) в землю колья, бревна, запасное колесо, большие канистры, охапку сучьев, сэндтрак и т.п;
  • При вытаскивании хорошо засевшего автомобиля полезно проверить, нет ли под внедорожником камней, деревьев, арматуры: мощная лебедка автомобиль вытащит, а вот рычаги, тяги и прочее может оторвать;
  • Чтобы не испортить трос, за деревья или камни лучше зацеплять широкую прочную капроновую ленту, а к ней уже крепить крюк лебедки;
  • Если трос сорвало с барабана или просто порвало, его можно закрепить обратно обычным широким скотчем (только если трос достаточно гибкий, тоньше 9 мм). Конец троса приматывается скотчем вдоль барабана, а затем закрепляется, плотно и с натяжением наматываясь сверху. В таком случае на барабане всегда должен оставаться примерно один слой, чтобы трос снова не размотался и не слетел;
  • При вытягивании автомобиля вверх по скользкому склону правильно будет подстраховать автомобиль прочным тросом или канатом (в крайнем случае – буксировочным), привязанным за буксировочный крюк или проушину. По мере продвижения наверх необходимо перевязывать этот «страховщик» за деревья (или другой «якорь», не используемый лебедкой) выше по склону при выключенной лебедке;
  • При работе лебедка сильно греется. Если в ней нет электронной защиты от перегрева, ее стоит периодически останавливать и даже обесточивать (степень нагрева проверяется рукой);
  • При использовании не защищенной от воды лебедки надо помнить, что некоторые ее части (например, блок переключателей) боятся воды. Снег, растаяв, тоже становится водой.
Лебедка

Лебедка

Лебедка
Лебедка передняя

Лебедка
И задняя

Лебедка
И задняя

Техника безопасности

Главное в автоспорте – безопасность. При использовании любого вспомогательного средства, даже самого простейшего, необходимо быть внимательным и осторожным. Лебедка не исключение.
  • Нельзя перешагивать через натянутый трос лебедки;
  • При определении температуры корпуса лебедки рукой надлежит быть максимально осторожным;
  • Работать с лебедкой следует в брезентовых рукавицах или в специальных перчатках с утолщениями на кончиках пальцев (при неосторожности в лебедку «засосет» только перчатку или рукавицу, а вот нитяные перчатки наверняка затащит вместе с рукой);
  • Не имеет смысла бить заклинившую лебедку бревном или ногой – станет только хуже;
  • Сильно натянутый трос может лопнуть и свом хлыстом покалечить окружающих. Поэтому на середину натянутого троса полезно положить куртку, спальник, бревно и т.п., чтобы погасить разлет концов;
  • Не следует зацеплять трос лебедки при вытаскивании за мосты автомобиля во избежание его повреждения.


Поздравляем всех влюбленных и компьютерщиков и влюбленных компьютерщиков с профессиональными праздниками!


ЕСЛИ ВАМ НРАВИТСЯ ЭТОТ МАТЕРИАЛ, ПОДЕЛИТЕСЬ ИМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ...


...ИЛИ ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЕГО