Продолжаем нашу нерегулярную рубрику для автомехаников всех возрастов. Сегодня мы коснемся, пожалуй, одного из самых важных компонентов внедорожника – автомобильной лебедки. В этой статье мы постараемся разобраться в многообразии видов и типов лебедок, а также взглянем на отдельно взятые образцы. Для начала разделим все автомобильные лебедки на три типа: электрические, механические и гидравлические.Электрические Электрические лебедки, как несложно догадаться, питаются напрямую от аккумулятора автомобиля. В этом заключается их главный недостаток, проявляющийся двумя факторами: большое потребление электроэнергии и неважное отношение с жидкостью. Первое может привести к ситуации, когда на вытягивание хорошо «засевшего» внедорожника тратится весь заряд аккумулятора, что делает невозможным дальнейшее движение, и, соответственно, участие в соревновании. Второе может проявится либо моментальным выходом из строя дешевой лебедки после соприкосновения с водой, либо уменьшением «тяги» со временем из-за коррозии и ветшания элементов негерметичного электродвигателя. Кроме того, электродвигатель не выдерживает долгой работы под нагрузкой, перегревается и требует охлаждения.Достоинством электрических лебедок является возможность их установки на любой автомобиль, имеющий бортовую сеть. Для охотников, рыбаков и прочих любителей покатушек, «электрика» – хороший вариант, но для участников внедорожных соревнований использование такого устройства может быть фатальным.Разброс цен на электрические лебедки – от 12 000-13 000 рублей до 42 000-43 000 рублей в зависимости от качества и характеристик изделия.Механические Механические лебедки приводятся в действие двигателем автомобиля. Собственно, если он выключен, большинство таких лебедок работать не будет. Недостаток? Определенно. Серьезным ограничением является еще один факт: внедорожник должен быть оборудован раздаточной коробкой, допускающей установку коробки отбора мощности, от которой лебедка получает крутящий момент.Если водителя-экстремала не остановит высокая стоимость механической лебедки, он получит мощное, надежное, неприхотливое устройство для самовысвобождения автомобиля из засады. Однако дороговизна окупается отсутствием минусов, присущих электрическим лебедкам.Разброс цен на механические лебедки – от 22 000-23 000 рублей до 50 000-51 000 рублей в зависимости от качества и характеристик изделия.Гидравлические Гидравлические лебедки приводятся в действие гидромотором, который в свою очередь управляется насосом гидроусилителя руля. Если последнего на внедорожнике нет, работа этого типа лебедок невозможна. Значительный минус, который может быть весомым для спортсменов, – скорость сматывания троса у «гидравлики» примерно в два раза ниже, чем у «электрики». Не менее значимый минус, который будет весом уже для всех, это необходимость в двух насосах гидроусилителя руля. Один экземпляр почти наверняка не справится с одновременной работой лебедки и руля автомобиля.Гидравлические лебедки обладают достоинствами электрических и механических лебедок, являясь, пожалуй, оптимальным выбором для трофи-монстра, в конструкции трансмиссии которого завод-изготовитель не предусмотрел возможность установки коробки отбора мощности. Обладая мощью и надежностью механических лебедок, они могут устанавливаться на любой внедорожник.Разброс цен на гидравлические лебедки – от 42 000-43 000 рублей до 62 000-63 000 рублей в зависимости от качества и характеристик изделия.Почемучка Как правильно использовать лебедку? Какими критериями руководствоваться при выборе лебедки? Как не допустить ошибок при использовании лебедки? На эти и некоторые другие вопросы ответы ниже.- Реальное тяговое усилие лебедки должно не менее чем в полтора раза превышать полную массу автомобиля. При этом следует учитывать, что значение, указанное на корпусе лебедки, соответствует лишь первому ряду витка троса на барабане, а к последнему ряду (пятому или шестому) снижается еще в полтора раза;
- При определении полной массы автомобиля к паспортным данным необходимо прибавить вес кенгурятника, порогов, фаркопа, нестандартных колес, кондиционера, дополнительной электроники, походного снаряжения (канистры, палатки, сэндтраки, запчасти, хайджек и пр.). Не стоит забывать про массу водителя и пассажиров;
- Куда установить лебедку? Во-первых, на бампер с кенгурятником. Во-вторых, на специальном подрамнике на раму автомобиля (под бампером; при этом от лебедки видны только роликовые «губки» и крюк). В-третьих, можно приобрести лебедку вместе с бампером (выпускаются комплекты для импортных джипов фирмой WARN и др.). Наконец, можно приобрести съемную лебедку: к раме «на постоянно» крепится консоль, на которую устанавливается съемная лебедка;
- Перед началом эксплуатации следует полностью размотать трос с барабана лебедки, а затем аккуратно и туго, виток к витку, намотать его обратно. При размотке троса с барабана его следует держать в натяжении, чтобы он не запутался;
- При вытаскивании автомобиля надлежит разматывать трос лебедки на максимально возможную длину. Чем длиннее выпущенный трос, тем больше его упругость – и, соответственно, меньше вероятность того, что он лопнет под большой нагрузкой;
- При наматывании троса на барабан лебедки надо следить, чтобы его витки ложились ровно друг к другу по всей длине барабана. Иначе, если трос будет сбиваться в кучу в одном из углов лебедки, этот клубок может «заклинить» за ее корпус, а в результате залом троса или «спаленный» мотор лебедки;
- Если трос все же «закусило» (обычно такое происходит у щеки барабана), то, закрепив его за дерево или другой прочно стоящий предмет и переключив лебедку в не нагруженное положение, трос очень легко освобождается при движении автомобиля назад.
- Если в пути приходится часто пользоваться лебедкой, правильнее будет полностью размотанный трос лебедки аккуратно намотать на кенгурятник, но так, чтобы окружающая среда не повредила трос;
- При работе лебедка потребляет ток. Поэтому при ее использовании двигатель автомобиля желательно не глушить, а по возможности еще и добавить ему оборотов;
- Зацеплять трос за дерево или другой «якорь» следует как можно ниже к земле. В противном случае установка будет нестабильной, а «лебежение» неэффективным;
- Если автомобиль «зарылся носом», трос лебедки следует направить под большим углом от земли. Сделать это можно с помощью блоков, подпорок или привязав трос к верхушке большого дерева. Если в округе нет баобаба или секвойи, к дереву в таком случае лучше не «лебедиться»;
- Если поблизости деревьев и валунов нет вообще, в качестве «якоря» можно использовать несколько кустов, обвязанных вместе; зарытые (Вами же) в землю колья, бревна, запасное колесо, большие канистры, охапку сучьев, сэндтрак и т.п;
- При вытаскивании хорошо засевшего автомобиля полезно проверить, нет ли под внедорожником камней, деревьев, арматуры: мощная лебедка автомобиль вытащит, а вот рычаги, тяги и прочее может оторвать;
- Чтобы не испортить трос, за деревья или камни лучше зацеплять широкую прочную капроновую ленту, а к ней уже крепить крюк лебедки;
- Если трос сорвало с барабана или просто порвало, его можно закрепить обратно обычным широким скотчем (только если трос достаточно гибкий, тоньше 9 мм). Конец троса приматывается скотчем вдоль барабана, а затем закрепляется, плотно и с натяжением наматываясь сверху. В таком случае на барабане всегда должен оставаться примерно один слой, чтобы трос снова не размотался и не слетел;
- При вытягивании автомобиля вверх по скользкому склону правильно будет подстраховать автомобиль прочным тросом или канатом (в крайнем случае – буксировочным), привязанным за буксировочный крюк или проушину. По мере продвижения наверх необходимо перевязывать этот «страховщик» за деревья (или другой «якорь», не используемый лебедкой) выше по склону при выключенной лебедке;
- При работе лебедка сильно греется. Если в ней нет электронной защиты от перегрева, ее стоит периодически останавливать и даже обесточивать (степень нагрева проверяется рукой);
- При использовании не защищенной от воды лебедки надо помнить, что некоторые ее части (например, блок переключателей) боятся воды. Снег, растаяв, тоже становится водой.
Лебедка передняя
И задняя
И задняя Техника безопасности Главное в автоспорте – безопасность. При использовании любого вспомогательного средства, даже самого простейшего, необходимо быть внимательным и осторожным. Лебедка не исключение.- Нельзя перешагивать через натянутый трос лебедки;
- При определении температуры корпуса лебедки рукой надлежит быть максимально осторожным;
- Работать с лебедкой следует в брезентовых рукавицах или в специальных перчатках с утолщениями на кончиках пальцев (при неосторожности в лебедку «засосет» только перчатку или рукавицу, а вот нитяные перчатки наверняка затащит вместе с рукой);
- Не имеет смысла бить заклинившую лебедку бревном или ногой – станет только хуже;
- Сильно натянутый трос может лопнуть и свом хлыстом покалечить окружающих. Поэтому на середину натянутого троса полезно положить куртку, спальник, бревно и т.п., чтобы погасить разлет концов;
- Не следует зацеплять трос лебедки при вытаскивании за мосты автомобиля во избежание его повреждения.
Поздравляем всех влюбленных и компьютерщиков и влюбленных компьютерщиков с профессиональными праздниками!
|