05.12.2012 | УАЗ 3727: как это было


В сегодняшнем воистину грандиозном материале мы разберемся в запутанной истории с малоизвестным автомобилем марки УАЗ, которому не суждено было отправится на конвейер. В главных ролях: УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778 и другие. В эпизодах: «ГАЗель» и Lublin. Устраивайтесь поудобней и приготовьтесь к познавательной экскурсии в прошлое!
 
Государственное задание

Как это часто бывало в СССР, все началось с государственного задания о разработке нового грузового автомобиля, коего в стране советов еще не было. Тезис о необходимости создания машины грузоподъемностью полторы тонны записали даже в директивах ХХVI съезда КПСС.

Задачу поставили не перед каким-то определенным автозаводом: выполнять директиву высшего политического органа начали в 1984 году в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ). В 1985 году к госпроекту подключили специалистов Ульяновского автозавода: самыми близкими по классу у проектируемой машины были ульяновские «головастики» и «буханки». В качестве аналогов будущего автомобиля купили Renault Master, Iveco Daily, Mercedes Benz 307 и Ford Transit.

УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778

УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778
Наработки НАМИ 1985 года


УАЗ 3727

Конструкция проекта была проста, но вполне современна. Кузов несущий, подвески зависимые рессорные, колеса 15-дюймовые, тормоза барабанные (позднее впереди появились дисковые). Основным двигателем должен был стать ульяновский, объемом 2,45 л. Кроме того, Ульяновскому моторному заводу, входившему в то время в производственное объединение УАЗ, поручили в кратчайшие сроки разработать и подготовить к производству совершенно новый агрегат. В основу конструкции 70-сильного атмосферного дизеля положили западный аналог – мотор Iveco. Немного переработанный двигатель, по отзывам испытателей, получился удачным.

Основой гаммы малолитражных грузовиков предполагалось сделать высокий и длинный фургон. На этом настаивало Министерство: советский грузовик должен быть самым вместительным, с самыми большими дверями («самый» – любимое прилагательное государства в советское время). Кстати, по этим показателям удалось обогнать все аналоги, за исключением Iveco.

Когда в Министерстве обсуждали дизайн грузовика, свое видение «полуторки» представили и сотрудники Горьковского автозавода, но в ту пору у них был лишь макет. Первые ходовые образцы производились силами НАМИ, а машины второй и третьей серий изготавливали в Ульяновске. Уже в 1986 году фургоны УАЗ 3727 обкатывали заводские испытатели, а на моторном готовились к перепланировке под цех дизелей.

УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778

УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778

УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778

УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778

УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778

УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778

УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778
УАЗ 3727

КиАЗ 3727

На этом месте необходимо сделать важное отступление. Разработку малотоннажного грузовика курировал сам Гейдар Алиев, член Политбюро, первый заместитель председателя Совмина СССР. Алиев не случайно интересовался проектом: он хотел, чтобы в Азербайджане, как в Грузии и Армении, где работали Кутаисский и Ереванский заводы соответственно, тоже было автомобильное производство. Его идея о производстве грузовых автомобилей в Азербайджане казалась благом. В 1987 году в Кировабаде (ныне город Гянджа) начали строительство завода мощностью 40 тысяч автомобилей в год. Из-за недостатка квалифицированной рабочей силы производство кузовов и мостов решено было максимально роботизировать. Двигатели и коробки передач должны были поступать из Ульяновска (Кировабадский завод вошел в объединение УАЗ). Специалистов для нового предприятия тоже готовили на Волге. К участию в проекте привлекли многие заводы, в частности ГАЗ и ВАЗ, – последний отвечал за пластмассы (которые по качеству были еще хуже, чем сейчас используют в автомобилях Priora и Granta). По плану КиАЗ должен был выпустить первые машины уже в 1989 году (темпы производства задавились очень быстрые, ведь Советский Союз должен был быть самым-самым): так должен был родиться КиАЗ 3727.

УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778
КиАЗ 3727

Lublin

Для укрепления «братских и промышленных» отношений производство нового советского грузовика в версии короткого низкого фургона решили организовать и в Польше. В этом сотрудничестве, кроме политического, был и сугубо технический резон. Поляки имели лицензию на английский дизель Andoria, а подготовка моторов УМЗ явно не укладывалась в плановые сроки. Но совместный проект попал под распад соцлагеря. В результате польский завод остался при своем двигателе, которым комплектовал разработанные в СССР и выпускаемые несколько лет в Польше «полуторки» Lublin I (позднее на машины ставили дизели Peugeot).

УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778
Lublin I

БАЗ 3778

Тем временем в судьбе советского автомобиля вновь произошел крутой поворот. Осенью 1987 года к работе над уже практически готовым автомобилем министерство подключило британскую фирму IAD (International Automobile Design). Англичане изменили дизайн машины и разработали независимую переднюю подвеску, естественно, более сложную и дорогую. Там же, в Великобритании, испытали единственный прототип (УАЗ 3727) и напечатали красочные рекламные проспекты фургона «Мульти-2500» или... БАЗ 3778. Почему изменилось цифровое обозначение и отчего после рестайлинга автомобиль стал выглядеть еще хуже, не уточняется.

Третью марку еще не родившийся, по сути, автомобиль получил в 1989 году, благодаря очередной кампании под громким названием «конверсия». На Кавказе начались межнациональные конфликты, производство не задалось из-за затянувшегося строительства автозавода, поэтому его решено было начать в Брянске на гигантском заводе, выпускавшем многоосные автомобили для армии. Но иссякающий ручеек государственных денег до Брянска почти не доходил (коррупция и отмывание денег в советское время тоже имели место быть, хоть и не так повально, как сейчас). Министерство, которым руководил бывший генеральный директор ГАЗ Николай Пугин, больше доверяло Горьковскому заводу, где уже шли работы над собственным полуторатонным грузовиком. Да и на Брянском автозаводе к непривычно «мелкой» машине отнеслись без энтузиазма. Тамошнее полукустарное производство продержалось несколько лет. Немногочисленные машины отдавали, в основном, за долги предприятия.

УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778
БАЗ 3778

Не путать Брянский автомобильный завод и Бориспольский автомобильный завод! Несмотря на одинаковые аббревиатуры и схожие направления осуществляемой деятельности, это разные предприятия: второй основан десять лет назад и не имеет никакого отношения к БАЗ 3778.

УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778
БАЗ 69481М

Не все пошло по плану

Между тем, к 1991 году в Кировабаде построили примерно 95% заводских помещений и завезли до 70% оборудования. История знает один или несколько автомобилей КиАЗ 3727, но где они были построены, неизвестно. В независимом Азербайджане совместно с турками пытались наладить выпуск Land Rover, затем нацелились на велосипеды, швейные машинки, газонокосилки... В Ульяновске модель под номером 3727 в массовое производство также не отправилась. На этой грустной ноте история малотоннажного советского грузовика закончилась...

УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778

УАЗ 3727, КиАЗ 3727, БАЗ 3778
ГАЗель в модификациях фургон и «фермер»

... Но все-таки работа над проектом не прошла даром: главный конструктор УАЗ Андриан Макаров несколько раз возил всю документацию в Горький... А в 1994 году по дорогам новой страны поехали ныне сверхпопулярные «ГАЗели»...


ЕСЛИ ВАМ НРАВИТСЯ ЭТОТ МАТЕРИАЛ, ПОДЕЛИТЕСЬ ИМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ...


...ИЛИ ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЕГО