01.07.2012 | УАЗ — природа движения за 70 лет


В июле этого года легендарному Ульяновскому автомобильному заводу исполняется 71 год. Сегодня мы расскажем о всей 71-летней истории компании УАЗ. Интересные события, факты, цифры – все самое значимое на долгом и тернистом пути строения российских внедорожников.
 
Автомобили марки УАЗ известны по всему миру. Они используются в разных уголках земного шара чуть ли не во всех отраслях – «скорая помощь», полиция, пожарная и аварийно-газовая службы, лесничество, инкассация, МЧС, ВАИ. Особым спросом эти российские внедорожники пользуются у фермеров, рыбаков, охотников, путешественников и, конечно же, любителей бездорожья.

Автомобили с известной аббревиатурой можно увидеть на улице, фотографиях, в кино и даже в компьютерных играх. Кое-где они встречаются неофициально (серии экшенов S.T.A.L.K.E.R. и Xenus), а иногда российским вездеходам посвящают целые игры (серия аркадных автосимуляторов «Полный привод»).

1941 – 1951 г.г.

В июле 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принимает решение об эвакуации из Москвы ряда крупнейших предприятий. Было принято решение об открытии сборочного производства Завода Имени Сталина (ЗИС) в Ульяновске. Решением Правительства СССР в октябре 1941 г. часть коллектива Московского автомобильного завода вместе с оборудованием была эвакуирована в город Ульяновск. К началу 1942 года цех боеприпасов выпустил свою первую продукцию – авиационные снаряды.

К маю 1942 года было собрано пять первых автомобилей ЗИС-5. В феврале 1942 г. начата стендовая сборка автомобилей для фронта. В июле темпы сборки возросли до 20-30 машин в сутки. Ульяновский филиал №4 ЗИС (УльЗИС) официально назначен головным предприятием по выпуску автомобилей ЗИС-5. Собраны и отправлены на фронт десятки грузовых автомобилей. Осенью начат выпуск малолитражных двигателей Л3/2 для нужд армии.

К концу 1942 года на заводе трудилось уже около 4 тысяч молодых рабочих.

22 июня 1943 года ГКО СССР принимает решение о строительстве в Ульяновске автомобильного завода. С этой целью городской исполком выделил за рекой Свиягой 200 га земли под промышленное и жилищное строительство. Строительство автозавода положило начало одному из крупнейших районов города Ульяновска.

К маю 1943 года был выпущен опытный образец дизельного грузовика УльЗИС-253 – первый собственный автомобиль Ульяновского автозавода. Этот 3,5-тонный дизельный грузовик по экономичности двигателя и динамическим качествам не уступал американскому «Студебекеру», за что и получил высокую оценку специалистов. В конце 1944 года машину марки ЗИС-5 передали на Урал, в город Миасс, а ульяновскому автозаводу было поручено освоить и наладить выпуск автомобилей ГАЗ-АА («Полуторка»).

26 октября 1944 года с главного конвейера сошел первый полуторатонный грузовик ГАЗ-АА, а 13 марта 1949 года с ленты главного конвейера сошел 10-тысячный грузовик. За две смены выпуск достиг 140 машин.

На октябрьской демонстрации 1949 года впервые был продемонстрирован опытный образец однотонного грузовичка УАЗ 300. В 1950 году он успешно прошел дорожные испытания. Но этому детищу ульяновских конструкторов не суждено было пойти в производство.

1951 – 1961 г.г.

В 1954 году на заводе создается отдел главного конструктора. Вначале это была небольшая группа под руководством И.А. Давыдова, которая принимала с ГАЗа документацию и передавала ее после обработки и комплектования в технологический отдел. С приходом новых специалистов начинается разработка новых автомобилей семейства УАЗ.

В конце года с конвейера сходят наладочные партии ГАЗ-69.

В 1955 году приказом министра Ульяновскому автозаводу было поручено освоить выпуск ранее производившихся в Горьком легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 и ГАЗ-69А и прицепов к ним.

С этого года УАЗ официально специализируется на производстве малотоннажных автомобилей повышенной проходимости.

Весной УАЗу поручено провести в сжатые сроки цикл опытно-конструкторских работ по созданию нескольких разновидностей автомобилей, в том числе санитарного, грузового, фургона, микроавтобуса.

Принята новая по тем временам компоновка с кабиной над двигателем, которую на автомобилях повышенной проходимости не применяла ни одна фирма. Такая компоновка позволила увеличить объем кузова без увеличения длины автомобиля.

Начат экспорт автомобилей УАЗ. Уже в 1959 году Ульяновские вездеходы были отправлены на экспорт в 22 страны мира. Автомобили Ульяновского автозавода имели хорошую репутацию, благодаря неприхотливости в эксплуатации и надежности. По своим ходовым качествам УАЗы превосходили своих зарубежных аналогов, чем и заслужили уважение зарубежных автомобилистов.

1960 год. Группа конструкторов автозавода получила авторское свидетельство на изобретение толкающего штангового конвейера. Внедрение новой системы в сборочное производство оказалось настолько эффективным, что газета «Известия» писала: «Такого комплекса нет ни на ГАЗе, ни на ЗИЛе. Ульяновцы как бы опередили своих старших братьев, у которых совсем недавно брали уроки крупносерийного производства».

1961 – 1971 г.г.

В январе 1961 года принято решение об освоении новых моделей автомобилей. В конце года начато серийное производство грузовика с бортовой платформой УАЗ 451Д и фургона УАЗ 451. 12 декабря первые машины сошли с нового конвейера. Модификации этих автомобилей выпускаются на заводе и сегодня.

В 1962 году завод обретает свою легендарную эмблему – ласточка, вписанная в круг.

В начале 1965 года с конвейера сошел 250-тысячный ГАЗ-69. Завершена разработка легкового автомобиля УАЗ-469, который должен был прийти на смену ГАЗ-69. После тщательной работы конструкторов над кабиной, подвеской и мостами, были проведены контрольные испытания, а затем документацию на машину передали в отдел подготовки производства.

В мае 1966 года в Москве состоялась международная выставка сельхозтехники с участием представителей 20 стран мира. По решению жюри грузовой автомобиль УАЗ 452Д был удостоен золотой медали. Этот автомобиль стал незаменимым помощником тружеников сельского хозяйства страны, благодаря маневренности, проходимости и неприхотливости в эксплуатации.

20 августа УАЗ награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В январе 1967 года Министерство автомобильной промышленности СССР и Госплан СССР утвердили проектное задание на реконструкцию и расширение завода. Этим заданием предусматривалось увеличить выпуск автомобилей в 3,5 раза, приступить к выпуску новых моделей.

1971 – 1981 г.г.

2 ноября 1971 года на заседании техсовета принято решение о безостановочном переводе производства с автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А на автомобили УАЗ 469 и УАЗ 469Б.

В 1972 году УАЗ 469 успешно прошел государственные испытания.

4 августа завершено расширение главного конвейера. Пущена в строй грузовая линия.

15 декабря этого же года с главного конвейера сошла наладочная партия автомобилей УАЗ 469.

18 февраля 1974 года с конвейера сошел миллионный УАЗ. Этим автомобилем был УАЗ 452 (фургон), завоевавший к тому времени большую популярность среди автомобилистов.

В августе 1974 года три автомобиля УАЗ 469Б поднялись по серпантинному склону Эльбруса на высоту 4000 метров над уровнем моря. Чистое время подъема составило всего 38 минут.


16 февраля 1976 года автозавод награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени. 27 декабря государственный Знак качества присвоен автомобильному двигателю УМЗ 451М.

В ноябре 1977 года УАЗ 452 получает государственный Знак качества.

1981 – 1991 г.г.

1983 год. Группа конструкторов завода получила правительственные награды за изобретение плавающего автомобиля «Ягуар» (УАЗ 3907). Эта модель предназначалась для армии, в частности для пограничников.

Осенью 1989 года по инициативе телевизионной программы «Клуб путешественников» Ульяновский автозавод принял участие в экспедиции международного проекта «Великий Шелковый путь», который проводился под эгидой ЮНЕСКО. Пройдя в общей сложности около десяти тысяч километров по пескам и горам Средней Азии и Казахстана, автомобили УАЗ ничуть не уступали в скорости и проходимости автомобилям фирмы Mercedes Benz, а на подъемах в горах даже имели преимущество.

1991 – 2001 г.г.

1992 год. УАЗ преобразован в АООТ «Ульяновский Автомобильный Завод» (АО «УАЗ»).

1993 год. На заводе начат выпуск автомобилей новой модификации УАЗ 31514. Эта модификация автомобиля УАЗ 469 с повышенными потребительскими качествами отличалась наличием металлической крыши, регулируемыми сиденьями, новыми замками дверей. Расширение ряда модификаций предусматривало комплектацию автомобиля УАЗ 31514 новыми более экономичными двигателями и пружиной передней подвески.

В октябре 1994 года заводу был вручен международный приз «Золотой глобус» за выдающийся вклад в развитие экономики своей страны и интеграцию в мировую экономику, а также за конкурентную и качественную продукцию.

В 1996 году по объему продаж предприятие было награждено европейским призом «Золотой меркурий».

1997 год. Автомобиль УАЗ 3160 удостоен малой золотой медали и диплома в городе Екатеринбург на международной ярмарке «Европа – Азия – Транзит».

На заводе организовано производство автомобилей малых серий. Первой освоенной здесь моделью стал УАЗ 3153, который отличался от УАЗ 31514 удлиненной базой.

5 августа этого же года с конвейера сошла первая опытная партия новых автомобилей УАЗ 3160. Этот автомобиль стал основой для разработки автомобилей «Симбир» и УАЗ 3163.

В июне 1998 года УАЗ приступил к сборке автомобилей с дизельным двигателем УАЗ 31604. В перспективе – появление гаммы автомобилей на базе нового грузового шасси, где будут и современный автобус, новый грузовик и новый вариант фермерского автомобиля.

14 сентября 1999 года с главного конвейера сошел тысячный автомобиль УАЗ 3160.

Окончена подготовка производства и начат серийный выпуск новых моделей на базе малотоннажных автомобилей УАЗ 39094 с пятиместной кабиной и металлической платформой.

27 апреля 2000 года с конвейера сошел первый автомобиль УАЗ 3162. 12 октября ОАО «Северсталь» приобрело крупный пакет акций автозавода.

Закончена разработка малотоннажного автомобиля полукапотной компоновки типа «Мультивэн», в котором могут разместиться до 12 человек.

2001 – 2011 г.г.

В сентябре 2001 года на VII Московской промышленной выставке-ярмарке UAZ Simbir награжден золотой медалью.

Автопробег «Ульяновск – Заволжье – Череповец – Ульяновск» продемонстрировал смежным предприятиям продукцию совместной деятельности – опытные модели минивэн УАЗ 3165, пикап УАЗ 2362 и многие другие.

В соответствии с Программой Развития Дилерской Сети ОАО «УАЗ» в 2001 году сформирована сеть «продавцов» из более чем 100 организаций в России и ближнем зарубежье.

В августе 2002 года исполнилось 30 лет грузовой линии главного конвейера. В этом же месяце на VII Российском Международном автосалоне автомобиль УАЗ 23632 признан «Лучшим пикапом MIMS-2002» и награжден дипломом «Гран-при».

В марте 2003 года во Вьетнаме открыто сборочное производство УАЗов.

26 марта автомобиль UAZ Simbir по итогам 2002 года стал одним из победителей Всероссийской программы-конкурса «100 лучших товаров России» и получил право носить серебряный значок в течение двух лет.

В апреле на международной выставке в Шанхае представлен UAZ Simbir с двигателем ЗМЗ-409.

20 ноября этого же года с конвейера сошел последний автомобиль УАЗ 31512 (модификация УАЗ 469). За ним – первый UAZ Hunter. В это же время привычную аббревиатуру «УАЗ» сменяет новомодная «UAZ».

В конце 2003 года сборочно-кузовное производство УАЗа прошло сертификационный аудит на соответствие системы менеджмента качества предприятия требованиям международных стандартов ИСО 9001 версии 2000 года.

16 января 2004 года представители немецкой фирмы «TUV Менеджмент Сервис» вручили автозаводу сертификат соответствия системы качества требованиям ISO 9001:2000.

4 марта с главного конвейера сошел первый автомобиль УАЗ 2360 (грузовик на базе 3160).

С 17 апреля по 30 мая состоялся автопробег новых автомобилей UAZ Hunter, Simbir и УАЗ 2360 из Красноярска в Санкт-Петербург. Общая протяженность трассы составила более 5000 км. В крупнейших городах России по пути следования автопробега устраивались внедорожные соревнования и проводились тест-драйвы новых УАЗов под девизом «Внедорожный выходной».

17 августа 2005 года на Ульяновском автомобильном заводе началось серийное производство качественно нового внедорожника UAZ Patriot.

3 сентября 2006 года на Ульяновском автомобильном заводе введен в эксплуатацию новый контрольно-испытательный участок основного конвейера, общая площадь которого составляет 2800 м², а пропускная способность – до 90 тысяч автомобилей в год. Участок рассчитан на весь существующий модельный ряд автомобилей марки UAZ, а также перспективные модели.

В августе этого же года УАЗ представил на Московском Международном Автосалоне 4 новинки. Наиболее интересным экспонатом стенда UAZ стал концептуальный внедорожник УАЗ 3163М. Второй новинкой стенда UAZ стал UAZ Patriot следующего модельного года. Экспозицию UAZ дополняли два перспективных пикапа на базе UAZ Patriot – с двухместной и пятиместной кабинами.

В августе 2007 года началось серийное производство автомобилей UAZ Patriot с кондиционером, улучшенной системой отопления и вентиляции салона, а так же обновленной системой охлаждения двигателя.

В марте началось производство новой модификации UAZ Hunter – версии Classic. Модификация Classic логично завершает гамму модели Hunter, занимая в ней начальную нишу утилитарного и простого в обслуживании внедорожника, пригодного для эксплуатации в самых жестких климатических и дорожных условиях.

В феврале 2008 года началось серийное производство легких коммерческих автомобилей на базе внедорожника UAZ Patriot. Новая модель получила название UAZ Cargo и выпускается в нескольких модификациях: с открытой грузовой платформой, с тентованным кузовом высотой 1,4 метра, а также в виде шасси для установки надстроек.

В августе началось серийное производство автомобилей UAZ Patriot со всемирно известным дизельным двигателем Iveco, а во второй половине 2008 года стартовало серийное производство нового автомобиля UAZ Pickup.

13 сентября 2009 года официальная команда Ульяновского автомобильного завода финишировала в ралли серии «Дакар». Команда, выступавшая на UAZ Patriot в классе Т1.1., заняла в зачете «автомобили» 21 место, оставив позади 13 соперников. В общем зачете автомобиль из Ульяновска пришел 34, обойдя 36 других внедорожников и грузовиков.

UAZ Patriot и UAZ Pickup были выбраны в качестве официальных автомобилей всероссийского автопробега «Великий путь российской цивилизации», организуемого партией «Единая Россия». Экспедиция стартовала 13 октября из Санкт-Петербурга и 16 ноября завершилась во Владивостоке. Автомобили UAZ преодолели более 11 тысяч километров.

В 2010 году компания объявляет о возрождении легендарного автомобиля УАЗ 469 в новом облике. Новый автомобиль унаследовал самые сильные стороны предков – непревзойденную проходимость, надежность и простоту конструкции, практичность и утилитарность внедорожника, в котором нет ничего лишнего.


ЕСЛИ ВАМ НРАВИТСЯ ЭТОТ МАТЕРИАЛ, ПОДЕЛИТЕСЬ ИМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ...


...ИЛИ ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЕГО