11.10.2012 | Рожденный плавать


В этой статье мы взглянем на одну из самых интересных разработок Ульяновского автомобильного завода – известный многим УАЗ «Ягуар».
 
История создания УАЗ 3907 «Ягуар» взяла начало более сорока лет назад. В конце семидесятых годов XX века Ульяновский автозавод получил заказ Министерства обороны СССР на создание автомобиля, способного на перевозку личного состава, воинских грузов, монтаж специального оборудования и буксировку прицепов массой до 750 килограмм.

Водоплавающий УАЗ

В огне не тонет, в воде не горит

В 1980 году на базе УАЗ 469 были подготовлены два ходовых макета, получивших яркое название «Ягуар», для проведения предварительных испытаний. Почему экспериментальный автомобиль назвали именно так, а не, к примеру, «Носорог», неизвестно.

В том же году тестовые модели успешно прошли обкатку в жестких климатических условиях: высокогорья Памира (высота над уровнем моря – до 4635 м), Астраханской жары (температура воздуха до +45°С) и холода Арктики (температура воздуха до -45°С). Особенно примечателен тот факт, что УАЗ 3907 самостоятельно преодолел водный путь по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно (по автодороге – 2470 км, по водной поверхности расстояние несколько больше). Во втором квартале 1982 года было изготовлено еще два экспериментальных образца по доработанной документации, в которой практически все замечания по конструкции были устранены.

Водоплавающий УАЗ

Особенности

Особенностью конструкции «Ягуара» стали два гребных винта перед задним мостом, благодаря которым машина имела на плаву отличную маневренность и достаточно большую скорость. А вот при движении по земле тактико-технические характеристики амфибии практически не отличались от базовой модели. Автомобиль имел оригинальный герметичный кузов типа фаэтон-амфибия, несколько измененную раму, усиленные ходовую часть, двигатель и трансмиссию. На корпусе была установлена лебедка, которая могла работать одновременно с движением на первой передаче и при размотке троса на передаче заднего хода. Лебедка приводилась в действие с помощью коробки отбора мощности. Салон не блистал роскошью: в распоряжении экипажа были два мягких сидения и две откидных продольных «лавки». Рассчитанный на семь человек в полной боевой выкладке, УАЗ 3907 на тестах выдерживал нагрузку втрое большую.

В 1982 году «Ягуар» прошел дополнительные испытания на военных полигонах. Плавающий автомобиль получил положительную оценку военных специалистов, и в 1983 году Министерство автомобильной промышленности СССР выдало разрешение на подготовку УАЗ 3907 «Ягуар» к серийному производству. Однако перспективной модели не суждено было выйти в серию: в связи с обвальным сокращением государственного оборонного заказа он был снят с подготовки к производству.

Водоплавающий УАЗ

Послесловие

До сих пор в мире нет аналогов этому автомобилю, за изобретение которого группа конструкторов в 1982 году была представлена к правительственным наградам. Неказистая машина и сейчас является ярким образцом передовой конструкторской мысли ульяновских инженеров. Подобная техника и в наше время нашла бы свое применение, например, на службе в Министерстве чрезвычайных ситуаций, на границах нашей необъятной родины, и отдаленных гарнизонах, расположенных на пересеченной местности.


ЕСЛИ ВАМ НРАВИТСЯ ЭТОТ МАТЕРИАЛ, ПОДЕЛИТЕСЬ ИМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ...


...ИЛИ ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЕГО