05.12.2012 | УАЗ 3727: как это было
| |
![]() Государственное задание Как это часто бывало в СССР, все началось с государственного задания о разработке нового грузового автомобиля, коего в стране советов еще не было. Тезис о необходимости создания машины грузоподъемностью полторы тонны записали даже в директивах ХХVI съезда КПСС. Задачу поставили не перед каким-то определенным автозаводом: выполнять директиву высшего политического органа начали в 1984 году в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ). В 1985 году к госпроекту подключили специалистов Ульяновского автозавода: самыми близкими по классу у проектируемой машины были ульяновские «головастики» и «буханки». В качестве аналогов будущего автомобиля купили Renault Master, Iveco Daily, Mercedes Benz 307 и Ford Transit. ![]() ![]() Наработки НАМИ 1985 года УАЗ 3727 Конструкция проекта была проста, но вполне современна. Кузов несущий, подвески зависимые рессорные, колеса 15-дюймовые, тормоза барабанные (позднее впереди появились дисковые). Основным двигателем должен был стать ульяновский, объемом 2,45 л. Кроме того, Ульяновскому моторному заводу, входившему в то время в производственное объединение УАЗ, поручили в кратчайшие сроки разработать и подготовить к производству совершенно новый агрегат. В основу конструкции 70-сильного атмосферного дизеля положили западный аналог – мотор Iveco. Немного переработанный двигатель, по отзывам испытателей, получился удачным. Основой гаммы малолитражных грузовиков предполагалось сделать высокий и длинный фургон. На этом настаивало Министерство: советский грузовик должен быть самым вместительным, с самыми большими дверями («самый» – любимое прилагательное государства в советское время). Кстати, по этим показателям удалось обогнать все аналоги, за исключением Iveco. Когда в Министерстве обсуждали дизайн грузовика, свое видение «полуторки» представили и сотрудники Горьковского автозавода, но в ту пору у них был лишь макет. Первые ходовые образцы производились силами НАМИ, а машины второй и третьей серий изготавливали в Ульяновске. Уже в 1986 году фургоны УАЗ 3727 обкатывали заводские испытатели, а на моторном готовились к перепланировке под цех дизелей. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() УАЗ 3727 КиАЗ 3727 На этом месте необходимо сделать важное отступление. Разработку малотоннажного грузовика курировал сам Гейдар Алиев, член Политбюро, первый заместитель председателя Совмина СССР. Алиев не случайно интересовался проектом: он хотел, чтобы в Азербайджане, как в Грузии и Армении, где работали Кутаисский и Ереванский заводы соответственно, тоже было автомобильное производство. Его идея о производстве грузовых автомобилей в Азербайджане казалась благом. В 1987 году в Кировабаде (ныне город Гянджа) начали строительство завода мощностью 40 тысяч автомобилей в год. Из-за недостатка квалифицированной рабочей силы производство кузовов и мостов решено было максимально роботизировать. Двигатели и коробки передач должны были поступать из Ульяновска (Кировабадский завод вошел в объединение УАЗ). Специалистов для нового предприятия тоже готовили на Волге. К участию в проекте привлекли многие заводы, в частности ГАЗ и ВАЗ, – последний отвечал за пластмассы (которые по качеству были еще хуже, чем сейчас используют в автомобилях Priora и Granta). По плану КиАЗ должен был выпустить первые машины уже в 1989 году (темпы производства задавились очень быстрые, ведь Советский Союз должен был быть самым-самым): так должен был родиться КиАЗ 3727. ![]() КиАЗ 3727 Lublin Для укрепления «братских и промышленных» отношений производство нового советского грузовика в версии короткого низкого фургона решили организовать и в
Польше. В этом сотрудничестве, кроме политического,
был и сугубо технический резон. Поляки имели лицензию на английский
дизель Andoria, а подготовка моторов УМЗ явно не
укладывалась в плановые сроки. Но совместный проект попал под распад
соцлагеря. В результате польский завод остался при своем двигателе,
которым комплектовал разработанные в СССР и выпускаемые несколько лет в
Польше «полуторки» Lublin I (позднее на машины ставили дизели Peugeot). ![]() Lublin I БАЗ 3778 Тем временем в судьбе советского автомобиля вновь произошел крутой поворот. Осенью 1987 года к работе над уже практически готовым автомобилем министерство подключило британскую фирму IAD (International Automobile Design). Англичане изменили дизайн машины и разработали независимую переднюю подвеску, естественно, более сложную и дорогую. Там же, в Великобритании, испытали единственный прототип (УАЗ 3727) и напечатали красочные рекламные проспекты фургона «Мульти-2500» или... БАЗ 3778. Почему изменилось цифровое обозначение и отчего после рестайлинга автомобиль стал выглядеть еще хуже, не уточняется. Третью марку еще не родившийся, по сути, автомобиль получил в 1989 году, благодаря очередной кампании под громким названием «конверсия». На Кавказе начались межнациональные конфликты, производство не задалось из-за затянувшегося строительства автозавода, поэтому его решено было начать в Брянске на гигантском заводе, выпускавшем многоосные автомобили для армии. Но иссякающий ручеек государственных денег до Брянска почти не доходил (коррупция и отмывание денег в советское время тоже имели место быть, хоть и не так повально, как сейчас). Министерство, которым руководил бывший генеральный директор ГАЗ Николай Пугин, больше доверяло Горьковскому заводу, где уже шли работы над собственным полуторатонным грузовиком. Да и на Брянском автозаводе к непривычно «мелкой» машине отнеслись без энтузиазма. Тамошнее полукустарное производство продержалось несколько лет. Немногочисленные машины отдавали, в основном, за долги предприятия. ![]() БАЗ 3778 Не путать Брянский автомобильный завод и Бориспольский автомобильный завод! Несмотря на одинаковые аббревиатуры и схожие направления осуществляемой деятельности, это разные предприятия: второй основан десять лет назад и не имеет никакого отношения к БАЗ 3778. ![]() БАЗ 69481М Не все пошло по плану Между тем, к 1991 году в Кировабаде построили примерно 95% заводских помещений и завезли до 70% оборудования. История знает один или несколько автомобилей КиАЗ 3727, но где они были построены, неизвестно. В независимом Азербайджане совместно с турками пытались наладить выпуск Land Rover, затем нацелились на велосипеды, швейные машинки, газонокосилки... В Ульяновске модель под номером 3727 в массовое производство также не отправилась. На этой грустной ноте история малотоннажного советского грузовика закончилась... ![]() ![]() ГАЗель в модификациях фургон и «фермер» ... Но все-таки работа над проектом не прошла даром: главный конструктор УАЗ Андриан Макаров несколько раз возил всю документацию в Горький... А в 1994 году по
дорогам новой страны поехали ныне сверхпопулярные «ГАЗели»...
![]() | |
ЕСЛИ ВАМ НРАВИТСЯ ЭТОТ МАТЕРИАЛ, ПОДЕЛИТЕСЬ ИМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ... ...ИЛИ ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЕГО |